МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННЫЙ

МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННЫЙ
- особое направление менеджмента , взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. М.И. призван обеспечивать эндогенную гармонизацию - согласование всех внутренних структурных элементов, и экзогенную гармонизацию - согласование предприятия как целостной структуры с внешней средой. Вырабатывает способы, методы, механизмы управления, соответствующие виду инновации .

Эндогенная гармонизация осуществляется через посредство механизмов выработки и реализации решений относительно использования внутренних и внешних ресурсов в инновационных процессах. Согласно результатам исследований, проведенных в рамках проекта "Управление инновациями и модернизация постсоветской промышленности" (Москва - Минск), взаимоотношения между субъектами инновационных процессов внутри предприятия (технологами и экономистами, технологами и маркетологами) складываются не в соответствии с международными стандартами, а в русле определенного состояния организационной культуры, характерного для большинства постсоветских индустриальных организаций. Сохранившаяся в маркетинге ориентация на "рынок продавца" приводит к ряду проблемных ситуаций в эндогенной гармонизации. Так, хотя целью инноваций, как правило, является улучшение экономического положения предприятия, собственно экономические структуры играют в инновационной деятельности весьма скромную роль. Мнение об экономической целесообразности тех или иных изменений формируется обычно лично директором или даже вышестоящими по отношению к нему органами. Достаточно часто экономическая экспертиза нововведения не проводится вообще, и лишь после его провала высказывается сожаление о том, что не было вовремя сделано "необходимых расчетов". Характерно, что на традиционном предприятии, ориентированном на партнерские отношения с государством, менеджмент до сих пор хотел бы, чтобы оно брало на себя экспертные функции и освободило предприятие от необходимости делать экономические расчеты. Данная логика основана на редуцировании функций предприятия до чисто конструкторских и производственных; оценка же целесообразности той или иной инновации, ее экономической перспективности, как предполагается, должна исходить извне. Реальная роль маркетинговых служб в инновационных процессах служит важным индикатором того, насколько эти процессы рыночно ориентированы. Существующая тенденция рассмотрения маркетинга как прежде всего коммерческой практики приводит к тому, что положение маркетинга на уровне конкретного предприятия рассматривается, скорее, как с точки зрения экономических отношений, без учета социальных и организационных аспектов. В большинстве случаев анализируется экономическая эффективность маркетинговых структур, без уделения внимания вопросам, связанным с характером организационной культуры и направленностью развития предприятия. За рамками исследований часто остаются такие вопросы, как влияние внешней среды на развитие организации, особенности профессиональной социализации менеджеров, выбора оптимальной стратегии поведения на рынке, взаимоотношений с другими службами предприятия.

Таким образом, механизмы эндогенной гармонизации инновационных процессов в рамках постсоветских промышленных предприятий представляются весьма несовершенными в силу традиционной ориентации субъектов взаимодействия на "рынок продавца" и подходам к инновации скорее как технико-технологическому, чем экономическому мероприятию. Очевидно, что одним из условий совершенствования названных механизмов может быть создание баланса между влиянием технологических и экономических служб, каждая из которых должна обеспечивать свой аспект разработки нововведений. Кроме того, можно выделить следующие факторы, усугубляющие несовершенство механизмов эндогенной гармонизации: ориентация предприятия на конкретного заказчика, выпуск продукции "на заказ"; "прозрачность", незанятость многих рыночных ниш; особенности управленческой культуры, технократизм и техницизм мышления большинства руководителей предприятий, приводящий к преобладанию интуитивно-опытных механизмов принятия решений над рациональными.

Экзогенная гармонизация осуществляется через посредство механизмов государственного инвестирования инновационных проектов, заложенных в государственных программах научно-технического развития. Анализ научно-технической политики Республики Беларусь с целью выявления ее эффективности (в рамках того же исследования) приводит к следующим выводам. Научно-техническая политика республики формируется на уровне концепций, в которых государственная поддержка предприятий базовых отраслей, наряду с точечной поддержкой предприятий прогрессивного технологического уклада, предваряет решение основной стратегической задачи создания и эффективного функционирования предприятий прогрессивного промышленного комплекса. Вместе с тем в государственных программах научно-технического развития, рассматриваемых в качестве инструмента реализации научно-технической политики, основное внимание уделяется таким показателям, как объемы реализации промышленной продукции, объемы инвестиций в основной капитал,  платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Инвестиционная деятельность в промышленности не является целью (или одной из целей) государственной программы и не выделяется в качестве приоритетного критерия для поддержки инновационно-активных предприятий. Феномен инновации связывается прежде всего с качеством и конкурентоспособностью выпускаемой продукции и практически не связан с инвестиционными проектами.

Г.Н. Соколова


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Смотреть что такое "МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННЫЙ" в других словарях:

  • Менеджмент инновационный — Инновационный менеджмент совокупность принципов, методов, средств и форм управления инновационным процессом в целях повышения эффективности вложенных в его реализацию инвестиций... Источник: Решение Совета глав правительств СНГ О… …   Официальная терминология

  • Менеджмент инновационный —   система управления нововведениями и изменениями в коммерческой организации, составная часть стратегического менеджмента организации. Главное содержание инновационного менеджмента управление возможностями, открывающимися перед организацией в… …   Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

  • Менеджмент инновационный кадровый —   управление инновационной деятельностью в социально кадровой системе организации и формирование персонала для инновационной деятельности в рамках организации. Соответственно, им охватываются: процессы внедрения нововведений в социально кадровой… …   Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

  • Менеджмент инновационный стратегический —   деятельность руководства организации (фирмы) по разработке и использованию инноваций как основы достижения ее долговременного (стратегического) конкурентного преимущества на рынках. Значение стратегического инновационного менеджмента возрастает …   Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

  • Инновационный менеджмент — Инновационный менеджмент  взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.… …   Википедия

  • Менеджмент (система управления) — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Менеджмент (в максимально широком смысле)  руководство социально экономическими системами. Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации и управления. Взаимосвязь …   Википедия

  • Инновационный Евразийский университет — (Республика Казахстан, г. Павлодар). Один из ведущих многопрофильных вузов РК, обеспечивающий подготовку студентов по 57 специальностям технического, экономического, юридического, естественно научного и гуманитарного направлений. Инновационный… …   Википедия

  • Инновационный процесс — Инновационный процесс  это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Укрупнённо инновационный процесс можно… …   Википедия

  • Инновационный потенциал — Инновационный потенциал  описание возможностей организации по достижению целей за счёт реализации инновационных проектов. Для удобства анализа инновационного потенциала проекты располагают в порядке убывания эффективности, эффекты и затраты… …   Википедия

  • Инновационный менеджмент — процесс управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и …   Словарь бизнес-терминов

Книги

Другие книги по запросу «МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИОННЫЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»